Секрет фермы ("Русские фермы")

Фильтры

Регион

Новости

Секрет фермы ("Русские фермы")

Тракторы на автопилоте, доярки с зарплатой по 40–50 тысяч рублей, коровы-рекордистки появились в Белгородской области благодаря американцу русского происхождения Андрею Даниленко. Сегодня он строит заводы по производству итальянских сыров, на очереди – голландские и французские

Моцареллой Даниленко заинтересовались даже отечественные рестораторы. Первую продукцию сыроварня даст в ноябре.

В Россию Андрей Даниленко приехал из США 20 лет назад, чтобы получить высшее образование в МГУ. Подрабатывая переводчиком на курсах для начинающих фермеров, понял, что его призвание – земля. Очевидно, сказались гены: дедушки и бабушки занимались сельским хозяйством в Тамбовской и Саратовской губерниях, после прихода большевиков были раскулачены и во избежание худшего покинули родину.

В 1993-м выпускник истфака организовал свое первое фермерское хозяйство, взяв в аренду пять гектаров земли под картофель. Несколько лет ушло на то, чтобы понять специфику российского села и национального менталитета, который, по словам Даниленко, заключается в общинности жизненного уклада:

– В Америке я знал, что если заплатил налоги, все остальное меня не касается. В России по-другому. Если ты не будешь помогать людям решать их проблемы, то они не станут что-либо делать для тебя. Другими словами, в России надо быть взаимовыгодными...

Истоки молочной реки

В середине 1990-х Даниленко взялся за молочное животноводство. Пока другие азартно резали скот, он закупал в Голландии и Германии высокопродуктивных коров голштинской породы, которые сегодня дают по 9,5 т молока в год – в два раза больше, чем в среднем по Черноземью. Дают не за здорово живешь, а благодаря новейшим технологиям и современной организации производства, включающей компьютерную обработку данных, импортную технику, беспривязное содержание животных и все остальное, что требуется для хозяйства ХХI века. Когда в 1997-м Даниленко принимал убыточный, погрязший в долгах колхоз, ему достались три сотни изрядно отощавших коров. Сейчас на месте банкрота – высокопродуктивное стадо в 5000 голов. Эту цифру Даниленко намерен удвоить в ближайший год. А через пять лет будет сто тысяч коров, производство молока достигнет миллиона тонн в год. Если поначалу у него было всего пять гектаров земли, то сегодня в собственности или управлении – 60 тысяч га. Производство зерна и овощей, также считающееся приоритетным направлением, постоянно растет.

Следующим этапом в развитии предприятия стала собственная переработка. В Белгородской и Московской областях строятся заводы с входной проектной мощностью 600 тонн сырого молока в день. Основной продукцией станут мягкие сыры, которые в настоящее время импортируются. Близость производства к потребителю позволит выпускать товар с коротким сроком хранения.

Импортер опыта

Амбициозные планы реальны, если учесть, что Даниленко приглашает на работу самых квалифицированных специалистов, не стесняясь «выписывать» их даже из США. Он полагает, что незачем изобретать колесо. Бери все ценное, что накоплено в животноводстве за рубежом, и адаптируй этот опыт к российской действительности!

– К сельскому хозяйству надо относиться не как к пасынку, а как к любимому чаду, на котором нельзя экономить. Хочешь получить отдачу – вкладывай все имеющиеся ресурсы. И не считай себя докой во всех сферах. Сам я неплохой управленец, но не зоотехник и не агроном, а потому стараюсь окружить себя профессионалами, путем проб и ошибок выбираю и оставляю у себя только лучших. В отличие от людей коровы не врут, если их плохо кормить или мало ухаживать за ними, они просто не дадут молока.

У Даниленко тракторы со спутниковой навигацией ездят по полям на автопилоте, техника работает круглые сутки, большинство процессов механизировано и компьютеризировано. Высокая степень автоматизации производства, с одной стороны, резко повышает его эффективность, а с другой – делает работу на фермах престижной и привлекательной. Средняя базовая зарплата достигла 15 тысяч рублей в месяц. И это не считая доплат за переработку, перевыполнение плана и т. п. Летом реально заработать и 40, и 50 тысяч рублей в месяц в зависимости от желания брать дополнительную нагрузку. О таких традиционных бедах села, как пьянство и нарушения трудовой дисциплины, здесь и думать забыли. Работники участвуют в управлении предприятием, сами закупают технику и оборудование, проектируют и строят производственные помещения. К Даниленко охотно идет молодежь, средний возраст животноводов не превышает 35 лет.

Один в поле не воин

Об эффективности бизнеса Даниленко говорит то, что подмосковный завод он построил на средства предприятия, без кредитов. Однако развивать новое направление, вкладывать сотни миллионов рублей в переработку приходится не от хорошей жизни.

Нас теперь не удивишь аргентинским мясом, израильской картошкой, турецкими яблоками. Скорее наоборот – отечественная продукция на прилавках вызывает ощущение нереальности увиденного. Дошло до того, что на рынках Центрального Черноземья появился в продаже китайский чеснок. Похожая история и с молоком, которое производится главным образом из привозного сухого концентрата. В отличие от продукта, произведенного по советскому ГОСТу, такое молоко, подвергнутое мощной тепловой обработке, может храниться несколько недель, а то и месяцев. Только полезных веществ в нем практически не остается. Пить его – все равно, что хлорированную воду из крана: не умрешь, но и пользы никакой.

Казалось бы, торговцы продовольствием должны обеими руками ухватиться за натуральную продукцию молочных ферм, однако многие рынки для нее закрыты. Даниленко объясняет это ведомственными нестыковками, а также тем, что после фактического уничтожения в годы перестройки поголовья коров россиян приучили к дешевому, пусть и некачественному молоку, и просит не забывать, что за импортом сельхозпродукции стоит мощнейшее лобби переработчиков и чиновников, которые сделают все возможное, чтобы не потерять «курицу, несущую им золотые яйца».

– Я готов конкурировать с любым иностранным производителем, но только на одинаковых с ним условиях, как на Олимпийских играх. Мы не можем пускать в страну мощно субсидированную зарубежными государствами продукцию, если не готовы материально поддерживать свою. И не должны завозить к себе продукты, которые в других странах отказываются потреблять...

Отечественному молочному животноводству нужна целенаправленная поддержка государства, в том числе льготное кредитование, как в большинстве цивилизованных стран, считает Даниленко. Давно пора ужесточить контроль качества конечной сельхозпродукции, на что лишь в последнее время обратили внимание законодатели.

– Если на пакете мелким шрифтом написано, что продукт сделан из «восстановленного молока», то он может именоваться «Напиток» или «Коктейль», – настаивает Даниленко, – а слово «молоко» должно отсутствовать, поскольку содержимое пакета в данном случае таковым не является. Называя молоком продукт из порошка, его производитель дает недостоверную информацию. А за это можно и спрашивать.

Источник: russianews.ru

Также в разделе

Комментарии (0)