Белгородская область: право на молоко

Фильтры

Регион

Новости

Белгородская область: право на молоко

Реализация федеральной программы по созданию семейных молочных экоферм начала сбавлять обороты. Если сначала с большим энтузиазмом буквально в чистом поле возвели здания самих комплексов, подвели туда коммуникации, приготовились запустить стадо, то сейчас все замерло. Причина проста, начать производство — значит, рискнуть. Но никто этим благородным делом заниматься не спешит. Ведь пока нет конкретного и четкого договора между управляющей компанией и фермерами — вне правового поля — никто работать не будет.

— Над договором в настоящее время работают наши юристы, — отмечает в беседе с корреспондентом МЕДИАТРОНа заместитель начальника областного департамента АПК Алексей Севальнев. — И планируется, что через несколько дней документ будет готов. Главная загвоздка заключается в том, чтобы положения договора понравились не только фермерам, но и Росагролизингу. Получается, что срок действия договора с этой компанией у нас составляет десять лет, а хотелось бы, чтобы фермер рассчитался лет за семь. Вот над этим сейчас работают юристы.

Кроме благоприятных условий погашения кредитных обязательств, чиновники обещают, что в первый год реализации пилотного проекта по развитию молочных экоферм в Белгородской области для фермеров будут созданы льготные условия работы: на оплату кредитов, кормов и услуг управляющей компании будет направляться определенный процент средств, вырученных за молоко, остальные — на заработок самих фермеров. Разделение объемов полученного сырья позволит крестьянину не заботиться о том, чтобы «надоить» на обязательную статью расхода, и не остаться без куска хлеба. Вот только процентное соотношение до сих пор не определено.

— Дело в том, что проект пилотный, и в первый год просто будет «шлифоваться», — напоминает начальник управления сельского хозяйства и продовольствия Белгородского района Николай Кондобаров. — Сейчас в Белгородском районе уже имеются четыре фермы, которые готовы принять животных и начать работу. – И, чтобы человек был уверен в завтрашнем дне, мы решили — в первый год не будем устанавливать фиксированного норматива по объему произведенной продукции, которой фермер будет расплачиваться с управляющей компанией. Вдруг надои будут невысоки, и на зарплату людям ничего не останется. Поэтому какой–то процент сырья, сколько бы это ни было, пойдет на погашение кредитов, а все остальное гарантированно будет источником заработка фермера.

По словам чиновника, в реализации программы уже есть неприятные моменты, и один из них — отсутствие четкого договора между селянами и управляющей компанией. Между тем, в Мордовии пошли по–другому, не совсем удачному пути: вместо бизнеса «подключ» фермерам выдали деньги, после строительства предприятия, желания заниматься собственно бизнесом у крестьян уже не было – слишком много сил ушло на организационные процедуры.

Фермер Сергей Бытяк был бы рад стать владельцем экофермы, но некоторые вопросы в реализации программы, по его же словам, «покоя не дают». Во–первых, не он не уверен в том, что по прошествии десяти лет предприятие перейдет в его собственность.

— Стоимость фермы постоянно меняется, — говорит Сергей Бытяк. — А четкий договор, где были бы определены обязанности и права сторон, пока находится только в стадии разработки. Кроме того, я не уверен, что земли, которые выделяются под пастбища, я смогу использовать и через два десятка лет, когда экоферма станет моей собственностью. Ведь земля здесь — главное, без пастбищ моя ферма — это теннисный корт. И еще: животные для экоферм подбираются из хозяйств, которые уже просто продают стадо за бесценок, и стадо это не лучшего качества.

Также фермера волнует и качество кормов. Сам Кондобаров говорит, что заготовка их на зиму уже ведется, но и здесь есть сбои: «Причина — человеческий фактор, — отмечает куратор программы. — Технологии упаковки в вакуумный пакет и так не всегда соблюдаются, а наш русский человек может еще и проткнуть потом эту упаковку, не задумываясь о последствиях. И корм портится.

В свою очередь, Сергей Бытяк также замечает, что если с фермера будут требовать качественный продукт, то и в основе его должны быть хорошие корма и породистые животные: «Животных привозят, купленных за бесценок. Что дадут мне эти коровы, которые в убыточных хозяйствах стояли?», — говорит Бытяк.

— На каждое замечание мне есть, что ответить, — полемизирует Николай Кондобаров. — Что касается кормов, то другого выхода как совершенствовать умения и осваивать технологии мы не видим, кормовая компания должна все требования выполнять. Отдавать заготовку кормов фермерам? Возможно, потом, когда образуется кооператив, несколько фермерских площадок смогут это делать. Но не сейчас. Приобрести технику для этих целей и обрабатывать такие маленькие площади — убыточно. Теперь к вопросу о животных. Да, все они покупаются в хозяйствах, которые, мягко сказать, слабые игроки на своем рынке. Но там можно отобрать нормальных здоровых животных и не тратить деньги на импортный скот, который, хоть и стоит больших денег, не гарантирует прибыли. У нас в районе был опыт, когда в одном из хозяйств забрали ну просто мертвое стадо, и стали кормить этих коров заготовками 2007 года. Что вы думаете, удои выросли и значительно. Даже таких результатов как 11 килограммов на голову никто не ожидал. Вспомнилась старая шутка: главное достижение России в молочном животноводстве в том, что здесь дают молоко те коровы, которых не кормят. Но на экофермы мы ставим проверенных животных, нестарых. И шлейф тоже подбираем хороший. Конечно, минус в том, что стадо это очень пестрое, но генетика здесь хорошая, а значит, есть перспективы успешного развития новых хозяйств», — подчеркивает Кондобаров.

Стоимость экофермы действительно постоянно меняется, в настоящее время к уже построенным зданиям для животных прибавляется еще и бытовой блок для работников сельхозпредприятия. Но несмотря эти вопросы и претензии к качеству кормов и стада, больше всего фермеров все же беспокоит правовое поле, в котором им предстоит работать, а точнее — полное его отсутствие.

В следующем году экофермы будут строиться еще в нескольких районах области, и сейчас руководители управлений сельского хозяйства хоть и считают программу обреченной на успех, рады одному — к тому времени уже будет наработан какой–то опыт.

Источник: mediatron.ru

Также в разделе

Комментарии (0)